Жизнь в движении


15 октября 2025 года


Шелеховчане Владимир Корчевский и Антон Дьяченко познакомились в 2009 году, связало их совместное увлечение внедорожными гонками Rainforest Challenge (RFC), с тех пор мужская дружба стала только крепче. Появились совместные проекты, один из которых осуществился этим летом. Вместе с супругами на двух машинах они преодолели за 21 день более 12 тысяч километров по легендарному «Шелковому пути»: Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Афганская граница.

 —  Идея  поездки возникла три года назад, — рассказывает Антон Дьяченко. — В Средней Азии в 2022 году проходил джип-фестиваль с обширной культурной и туристической программой, которая зацепила и которую хотелось увидеть. Но, по-видимому, тогда была не судьба. Три года мы постоянно возвращались к этой мечте, и вот в апреле 2025-го «звёзды сошлись». Тщательно изучили карты, сделали расчёты и проработали маршрут на каждый день. Такое решение, как убедились, было очень правильным. Ежедневно мы проезжали определённый километраж, это дисциплинирует, и ты точно знаешь, что путешествие не превратится в хаос. И ещё, если планируете посетить несколько стран, обязательно  обратите внимание на получение разрешений согласно требованиям законов стран, по территории которых предстоит проехать. К этому вопросу мы так же подошли серьёзно, и всё прошло без препятствий.

Кроме разработанного маршрута, друзья подготовили и свои автомобили. В этот раз в путешествие отправились на «Land Cruiser 80» и «УАЗ Патриот». Подготовка была серьёзная.

— В машинах разместили спальные места, кухонное оборудование и даже душевые, а ещё везли определённое количество запасных частей. Прекрасно понимая, что если что-то полетит, отремонтировать будет проблематично. К счастью, запчасти не понадобились. Автомобили прошли хорошую техническую подготовку и показали себя отлично за всё время путешествия, — отметил Антон.

— Мы стартовали 30 мая из Шелехова и до Алтая добрались быстро. Своя страна, дороги знакомые. Обычно выезжали в шесть утра, в десять вечера останавливались на отдых. Дорога была хорошей, лёгкой. Так же без проблем проехали по Казахстану, — рассказывает Антон Дьяченко. — Небольшая трудность возникла на границе Казахстана и Узбекистана, люди в очереди стояли по трое суток. Но благодаря предварительной подготовке мы смогли пересечь границу за 12 часов. Это, наверное, единственное препятствие за всё время.

Узбекистан встретил путешественников небольшим испытанием. На часах нет ещё и пяти утра, а на улице уже плюс 36. После ночного прохождения границы необходимо было отдохнуть и поспать. И тут узбекское гостеприимство проявилось в полной мере.

Простые люди предложили отдохнуть у них дома, причём без всякой оплаты. В дальнейшем такое гостеприимство сопровождало наших путешественников на всём протяжении поездки. Был случай, когда в горах надо было остановиться, отдохнуть, но из-за погодных условий площадку выбрать  оказалось проблематично. На одном расширении увидели дедушку и попросили разрешения поставить машины под деревом. После того как отдохнули узнали, что дерево шелковица является единственным в этой семье источником дохода. Под кроной дерева стелили полотно и упавшую ягоду продавали или перерабатывали. Но восточное гостеприимство превыше всего.

Антон и Ирина Дьяченко в национальных нарядах Узбекистана

В Ташкенте путешественники посетили Среднеазиатский центр плова. Антон рассказал, что в каждой стране старались попробовать аутентичную кухню, и это было восхитительно! Наравне с красотами природы всё вместе создавало красочную и правдивую историю страны. (Возвращаясь к плову: порции были так велики, что заказанных четырёх хватило почти на двое суток).

— Затем был Самарканд, город, в который влюбляешься с первого взгляда, — говорит Дьяченко. — Там же состоялась и незапланированная поездка на «7 озёр», которая оставила самые незабываемые впечатления. Маргузорские озера расположены в Фанских горах. Их на разных высотах образует горная река, петляющая среди высоких скал. Озера появились от естественных запруд. По берегам живописно расположились кишлаки и отдельные сакли.

По словам Антона, жители бывших союзных республик, по которым пролегал маршрут, до сих пор с уважением и теплотой относятся к туристам из России, готовы поделиться кровом и едой. Старшее поколение практически все говорят на русском, молодое знает русский язык похуже. В ходу национальная валюта и рубли, их можно обменять по хорошему курсу. А вот с карточками не всё гладко. Российские банковские карточки не действовали во всём заграничном вояже, а на границе Таджикистана и Афганистана не работали вообще никакие карты.

— В Душанбе мы попали в самый разгар национального праздника Курбан-Байрам, — продолжает разговор Антон, — несмотря на это, документы для проезда по Горно-Бадахшанской автономной области, граничащей с Афганистаном, были сделаны вовремя и задержек никаких не было. Это говорит о том, что республики заинтересованы в туристах. Путешественникам не надо переживать, где остановиться на ночлег и пообедать.

— В основном ночевали в автомобилях, но дорожные кемпинги тоже имеются. Да и различных заведений, где можно хорошо и вкусно поесть, тоже немало. Можно остановиться в любом месте и не прогадать. Кормят вкусно, с местным колоритом, отношение доброжелательное. Каждый стремится оказать помощь, поговорить. Так как путь был строго регламентирован и расписан по плану, иногда приходилось увеличивать дневной пробег, но это никак не сказывалось на нашем самочувствии и настроении. Таким составом мы уже путешествовали, наши жёны тоже дружат между собой и поэтому никаких разногласий у нас не случалось. Вечером мы делились впечатлениями, намечали планы на следующий день. В это путешествие мы поехали без детей, но, побывав в Самарканде, решили, что надо сюда вернуться с ребятишками, — отметил Антон. —  Такую красоту надо увидеть каждому.

Владимир и Яна Корчевские

Один из отрезков пути — дорога вдоль границы Афганистана. В целом она оставляет желать лучшего. Гравийная, не очень ухоженная, но автомобили показали себя отлично. А встречающиеся на пути люди были настроены очень доброжелательно, и даже афганские крестьяне по ту сторону границы приветственно махали руками.

– Участок Памирского тракта был самым трудным, — вступает в разговор Владимир Корчевский. — Грунтовка, пропасти, горы, проверки документов. Мы поднимались на высоту выше четырёх тысяч метров. Было головокружение и учащенный пульс. По совету иркутского альпиниста Владислава Лачкарева стали принимать предупреждающие меры, обошлось без серьёзных последствий. Зато увидели шикарные виды и даже пик Ленина – единственный из семитысячников, который виден с дороги. Но самое главное, мы разрушили многие свои стереотипы. Ехали в Среднюю Азию сначала с опаской, но были поражены гостеприимством узбеков, таджиков, памирцев. Нам встретились замечательные дружелюбные люди, которые часто говорили, что Россия – их старший брат.

Начало Памирского тракта. Таджикистан и Афганистанразделяет река. Двое суток мы движемся вдоль реки и можем наблюдать различные ландшафты Афганистана

Вообще, на всём протяжении поездки, по словам путешественников, их сопровождала красота. Будь это бескрайние степи Казахстана, которые завораживали своими масштабами, цветущие сады Узбекистана или суровые горные массивы Таджикистана – всё это оставило свой след в душе каждого. Было ли трудно? Как в любом путешествии были и трудности, но если задать вопрос «Ещё раз поедете?», ответ будет однозначный «Да!».

До сих пор не все материалы из поездки разложены по полочкам, и в памяти путешественников всплывают разные эпизоды, которыми хочется поделиться с друзьями. Но впереди уже новые маршруты, которые зовут этих беспокойных людей. В планах — автопутешествие на Тянь-Шань и в Китай.

Ольга ЗАЙЦЕВА

Фото Антона Дьяченко