ЗОЛОТЫХ ДЕЛ МАСТЕР

Одним из корифеев ювелирного дела в Шелехове можно назвать Александра Логинова, отдавшего любимому занятию почти четверть века. Мы встретились с ним накануне профессионального праздника, предложив рассказать об особенностях его работы.

Работа Александра Логинова требует предельной точности

— Александр, где вы получили первые навыки своей профессии?

— У меня друг работал в ювелирной мастерской в районе автостанции. Ему нужен был помощник, и он предложил стать его напарником…

— А чём вы до этого занимались?

— Я с детства мечтал об акробатике. Даже ходил в цирковую студию при ДК «Металлург». После окончания школы поехал в Москву, пытался поступить в цирковое училище, но со второго тура меня отчислили. Вернувшись в Шелехов, получил специальность сварщика в ПТУ-20. Потом три года служил на флоте, а после демобилизации устроился на ИркАЗ. Так что в ювелирную мастерскую я пришёл…

— …с опытом сварщика? Интересный поворот судьбы.

— Первую неделю я просто смотрел, как работает мой наставник. Он пояснял, как обращаться с тем или иным металлом, какой инструмент применять.

— Я заметил, что ваши инструменты похожи на инструменты стоматолога: бормашина, щипцы, зажимы…

— Вы правы. Когда я открыл собственную мастерскую, произошёл забавный случай. Помню, я сидел, что-то паял, когда через окошко ко мне обратился мужчина средних лет. И на полном серьёзе спросил, могу ли я вырвать ему зуб.

— И что вы ответили?

— Поинтересовался, почему он не обратится в поликлинику. На что услышал: «Да там большая очередь». После чего мужчина добавил: «Если не хотите помочь, то хотя бы дайте щипцы – я сам вырву».

— Ну и как, дали?

— Боже упаси! Чтобы купить все необходимые инструменты, я в своё время продал машину.

Так вот сколько стоит оборудование «стоматологического кабинета»?

— Дело в том, что эти инструменты не купишь в простом магазине. За ними я специально ездил в Москву.

— Стать ювелиром не так-то просто. Какими качествами должен обладать человек этой профессии?

— Во-первых, усидчивостью. Бывает, приносят реставрировать ювелирное украшение, а оно настолько изношено, что во время ремонта рассыпается. Нужно терпение, чтобы его собрать.

— Изношенное – значит антикварное?

— Не обязательно. По-настоящему антикварные вещи попадаются очень редко. Однажды принесли крестик, которому, по словам его хозяйки, 150 лет. У него была перетёрта дужка, которую я наплавил. Подумал: насколько тяжело было в старину ювелирам работать без электричества с ограниченным набором инструментов. Это сегодня можно заказать любое сверло, даже на полмиллиметра.

— Интересно, что труднее ремонтировать: золотые или серебряные изделия?

— Серебряные. Этот металл плохо поддаётся пайке.

— А что из украшений чаще всего попадает в ремонт?

— Современные украшения более тонкие, часто пустотелые, а значит, легко ломаются. Поэтому в ремонт попадает всё подряд: кольца, серёжки, цепочки, браслеты. Производителей такой «одноразовой» продукции тоже можно понять: чем больше драгметаллов, тем дороже изделие.

— Чем ещё приходится заниматься ювелиру?

— Люди заказывают гравировку на часы, жетоны, брелоки, но чаще всего — на навесные замки для молодожёнов. Стало модным вешать такие замки на перила мостов. В нашем районе ими обильно украшен подвесной мост через Иркут в Шаманке. Некоторые замки люди просят превращать в настоящие произведения искусства — с картинками, витыми надписями, полировкой. Бывает, люди выскажут свои пожелания, а ты потом думаешь, с чего начать работу. Случается, идеи приходят… во сне!

— Вы имеете дело с драгоценными металлами – это большая ответственность…

— …И я про это постоянно помню. Одна бабушка принесла золотое кольцо, которое стало ей мало. Попросила увеличить размер. При этом привязала кольцо к нитке, которую не отпускает. Оказалось, боится его отдавать, и требует сделать всю работу тут же, при ней, у окна приёма заказов. Пришлось объяснять, что мне потребуется специальное оборудование, которое не поднесёшь к окошку.

Владимир ВТОРОВ
Фото автора