Льготы и цены: что взволновало пассажиров?
В середине ноября в автобусах ООО «Народный маршрут» появились два объявления, которые обеспокоили шелеховцев.
Первое – о якобы отказе Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области возмещать «Народному маршруту» затраты на перевозку льготных категорий граждан. В связи с этим перевозчик попросил пассажиров не пополнять электронные проездные на декабрь.
Второе – о повышении стоимости проезда на маршрутах «Шелехов – Иркутск». С 23 ноября она составляет 60 рублей.
Наши читатели обратились в редакцию с просьбой прояснить ситуацию. Как быть льготникам и почему вновь подорожал проезд?
Бизнес на льготах
Система электронных социальных проездных билетов (ЭСПБ) поэтапно внедряется в муниципалитетах области с 2016 года. По замыслу она должна обеспечить прозрачность льготных перевозок. Тогда как с бумажными отрывными талонами было много неразберихи.
Городские маршруты Шелехова полностью перешли на ЭСПБ с 1 июня этого года, а межпоселенческие должны были сделать это с 1 июля. Однако к сроку перевозчики не весь транспорт оснастили валидаторами (устройствами для считывания электронных проездных).
Ввиду этого правительство предусмотрело переходный этап. Для тех предприятий, у которых по объективным причинам валидаторов не было, возмещение расходов на перевозку льготников предусматривалось по среднему расчёту.
Однако, по словам генерального директора «Народного маршрута» Маргариты Чугуевской, когда предприятие обратилось в правительство Иркутской области за возмещением затрат, то получило отказ. Тогда перевозчик решил не продлять соглашение с министерством с 1 декабря.
Как нам сообщили в минсоцразвития региона, причина отказа в том, что перевозчик запросил компенсацию в большем размере, чем положено: «В июле «Народный маршрут» возил льготников и по электронным, и по бумажным билетам, а отчёт представил только по среднему количеству, т.е. по бумажным билетам». Иными словами, на трёх маршрутах у перевозчика работали валидаторы, и поездки успешно списывались с электронных карт пассажиров. Но он решил не вычитать их из общего числа перевезённых льготников, а получить возмещение за всех – по среднему количеству.
По информации «Народного маршрута», речь идёт о сумме более одного миллиона рублей. С одной стороны, действия перевозчика понятны: нет денег – нет услуг. С другой стороны, позиция «или так, или никак» выглядит как попытка манипулирования: ну, не оставит же правительство людей без льгот? А ведь в нашем районе льготным проездом пользуются около двух тысяч человек.
С 1 января 2022 года полномочия в сфере организации льготного проезда перейдут к министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, и оно уже сейчас занялось решением наболевших вопросов.
– Эта ситуация обсуждалась 25 ноября в правительстве Иркутской области. Принято решение с 1 декабря внести изменения в положение, которое устанавливает порядок расчёта расходов перевозчика на обеспечение льготного проезда, – объясняет начальник управления дорожного хозяйства министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Денис Шуваев. – Будет учитываться среднее значение нерегулируемого тарифа, установленного перевозчиками Иркутской области, а также индекс роста потребительских цен. С такими условиями перевозчики готовы подписать соглашения на декабрь и организовать перевозку льготников.
Межгород – по 60
Повышение стоимости проезда до Иркутска стало ещё одной плохой новостью для шелеховцев. «Езжу по этому маршруту с октября 2020-го, сначала проезд был 40 рублей, вскоре его повысили до 45, потом до 50, а сейчас уже 60 рублей. За год проезд подорожал на 50 %. Думаю, в этом и был замысел захватить весь рынок. Можно по своему усмотрению регулировать цены. Ведь ехать всё равно придётся, другого выбора у людей просто нет», – пишет нам одна из жительниц Шелехова.
Перевозками в этом направлении ООО «Народный маршрут» занимается совместно с ООО «Слава». Как сообщила Маргарита Чугуевская, тариф на перевозку по пригородному направлению в размере 1,66 руб. пасс/км был утверждён в январе 2015 года и с тех пор не менялся. «В связи с повсеместным ростом цен, в том числе на топливо и запчасти, особенно за последний год, невозможно сохранить стоимость проезда на прежнем уровне». Теперь тариф составляет 2,69 руб. пасс/км, в то время как экономически обоснованный тариф, по мнению «Народного маршрута», и вовсе – 4,84 руб.
О повышении цены “Народный маршрут” уведомил Министерство транспорта Иркутской области ещё 27 августа. В свою очередь ведомство рекомендовало перевозчику не повышать стоимость проезда, учитывая, что она уже поднималась в текущем году с 45 до 50 рублей. Отметим, что министерство не вправе обязать перевозчиков не увеличивать стоимость проезда.
Среди шелеховцев бытует мнение, что новая цена за проезд до Иркутска связана с необходимостью покрыть убытки, возникшие в связи с вынужденным снижением стоимости проезда на маршруте № 3, а также с затратами на «сопровождение» маршрута № 108 автобусами «Народного маршрута».
А недавно перевозчик оповестил администрацию Шелеховского района о том, что с 1 декабря увеличится тариф и на маршрутах № 101, 102, 104 и 112 – с 2,10 руб. пасс/км до 2,90 руб. Какой будет цена проезда до определённых остановок, не сообщается.
Марина ДЁМИНА