О тромбах в транспортных артериях
Проблемные вопросы организации пассажирских автоперевозок по межмуниципальным маршрутам обсуждались недавно на заседании Общественного совета при Законодательном Собрании Иркутской области.
Участие в работе приняли депутаты областного парламента, представители регионального правительства и надзорных ведомств, сотрудники правоохранительных органов и общественных организаций. Выступавшие отметили, что в лучшую сторону перелома не произошло. Как сказал Алексей Соболь, председатель совета, несмотря на все сложности, в Иркутской области удалось сохранить автобусные маршруты, однако, ситуация далека от идеальной, потому что существующая система перевозок не соответствует современным реалиям жизни, и говорить о её быстром развитии в таких условиях невозможно.
Александр Ведерников, председатель Законодательного собрания Иркутской области в своем выступлении сказал:
– В июле мы уже обсуждали состояние пассажирских перевозок: количество и качество подвижного состава, недооформленные остановочные пункты, или вообще их отсутствие – проблем хватает по-прежнему. Необходимы разработка комплексной системы организации перевозок в рамках агломерации, ликвидация серых перевозок, установление понятных и четких правил. Мы объявили целью внедрение высоких стандартов пассажирских перевозок, но любое улучшение требует увеличения затрат, а с деньгами, как всегда, сложно.
По мнению Александра Ведерникова, для того, чтобы межмуниципальный автомобильный транспорт стал безопасными и комфортными, должна быть разработана комплексная система перевозок. Это социально значимый вопрос, поэтому необходимо уходить от хаоса в перевозках к единой понятной и прозрачной схеме, опираясь на положительный опыт других регионов. Наша общая задача – сделать все необходимое, чтобы были внедрены высокие стандарты перевозок, чтобы людям было комфортно и безопасно. Речь, в том числе, идет и о нелегалах, которые забирают часть прибыли у официальных перевозчиков, не позволяя улучшать качество транспортных услуг.
Максим Лобанов, министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области сообщил:
– Протяженность дорог в нашей области одна из самых больших в стране – около 400 муниципальных маршрутов, более полутора миллионов пассажиров, поэтому потенциал для развития есть, законодательство возможности дает. При этом следует помнить, что перевозки общественным транспортом являются в первую очередь социальной задачей, а у нас только 35% дорог в нормативном состоянии. Есть территории, вообще необеспеченные транспортным сообщением, высока степень изношенности техники. Нужна выгодная экономическая модель организации пассажирских перевозок, требуется четко расставить приоритеты и не забывать о контрольной деятельности, потому что Гостранснадзор в силу ограниченных возможностей не в состоянии охватить всю пассажирскую транспортную сеть.
В ближайшее время в регионе начнется реализация пилотного проекта по навигационному контролю за автобусными перевозками, который позволит отслеживать весь путь следования, соответствие заявленному маршруту, время остановок и простоев. Это поможет вести аргументированный диалог с перевозчиками при проверках и в случае поступления жалоб от пассажиров.
Сегодня одна из самых сложных ситуаций сложилась в Иркутском районе. Участники заседания рассказали о перегруженных маршрутках в микрорайоне Березовом. В некоторые дни жителям приходится по несколько часов стоять на остановках в ожидании транспорта.
Депутаты сообщили о перегруженных автобусах, следующих по маршруту «Иркутск-Ангарск», указали на невозможность пользоваться правом льготного проезда из-за отсутствия валидаторов во многих автобусах.
Есть претензии к перевозчикам и у представителей правоохранительных органов: с начала года произошло 68 ДТП с участием автобусов и более половины из них – по вине водителей автобусов. При этом существует проблема с техосмотрами, на которые водители иногда вынуждены ехать в соседний район. Кроме того, на Общественном совете было предложено совместно с контрольными органами усилить борьбу с нелегальными перевозчиками.
Участники заседания отметили необходимость обновления подвижного состава и обеспечения подготовки профессиональных водителей. Они предложили правительству региона рассмотреть вопрос о разработке и утверждении комплексной схемы организации дорожного движения, которая в том числе позволит участвовать в федеральных программах.
Елена ГУЩИНА