Педагоги советуются



Что заботит сегодня педагогов и их руководителей в системе воспитания детей и подростков, юношества?  Об этом состоялся большой разговор в ходе малой педагогической конференции «Воспитание: от концепции к воплощению в реальность».

28 августа начался марафон августовского педагогического совета. Гимназия принимала в своих стенах руководящий состав образования Шелеховского района, специалистов образовательных учреждений занимающихся воспитательной работой с учащимися.

Начальник управления образования Ирина Шишко пригласила к «Разговору о важном» руководителей образовательных организаций, их заместителей, советников директоров по воспитанию. В качестве внешних экспертов  участие в мероприятие  приняли мэр района Максим Модин и  представитель областного  совета ветеранов,  полковник в отставке  Андрей Онуфрийчук.

К обсуждению было предложено сразу несколько вопросов: как строится работа  советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, как развиваются Российское движение детей и молодёжи «Движение первых» и  программа социальной активности «Орлята России» и  как сегодня  вести военно-патриотическое воспитание  школьников. Не остались без обсуждения  и темы  сотрудничества школы № 6 с шелеховским городским казачьим обществом, а также  профориентационная работа в школе № 5.

Советники по воспитанию Елена Пуртова из гимназии  и Светлана Жукова из  школы № 10 поделились особенностями работы в новом статусе. Интересно было узнать, что введение новой педагогической должности позволило более чётко разделить обязанности по воспитательной работе в школе советника,   заместителя  и педагога-организатора, что пошло на пользу всей воспитательной  системе  в учреждении.

О работе по созданию первичного отделения «Движения первых» в школе № 4 рассказала советник директора Ирина Мытник. Опыт внедрения участников  «Движения» в   школы позволил усилить и активизировать  систему  школьного самоуправления. Младшие школьники пополняют ряды «Орлят России»,  старшеклассники захватывают «Территорию успеха». При этом все имеют возможность учиться проектированию, навыкам исследовательских работ, приобретают творческий опыт.

Сурмин Даниил, председатель первичной организации “Движения первых”, школы № 4

          Обсуждение развития «Движения первых» в Шелеховском районе подхватили его активисты. Александра Федулина, руководитель местного отделения «Движения» рассказала, миссия   общественного движения  очень понятна и  выражена простыми словами:   быть  с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении и  быть первыми. Ценности движения – жизнь и достоинство, добро и справедливость, патриотизм, созидательный труд, дружба, мечта, взаимоуважение и помощь, историческая память, единство народов России, служба Отечеству, крепкая семья.

Поддерживая инициативу молодёжи, Ирина Шишко сказала, что  сегодня  во всех школах района  идёт работа по  созданию и развитию первичных отделений «Движения первых».  Специалисты управления образования и педагоги  готовы всячески содействовать взаимодействию  «Движения первых»  со школьниками.

Одним из главных вопросов стало обсуждение  внеурочных занятий, которые с нового учебного года будут проходить в каждой школе именно под названием «Разговоры о важном».

Необходимость их проведения назрела уже давно и сегодня  беседы со школьниками становятся частью учебного плана и воспитательной программы.

Так, по результатам социологических измерений,  производимых Министерством просвещения России (проводятся они электронно, через специальный штрих-код после каждого урока «Разговор о важном»), 70 % школьников проявляют интерес к этим занятиям, 50 % обсуждают темы занятий дома с родителями, поднятие государственного флага и исполнение гимна Российской Федерации поддерживают 81% граждан страны.

Алена Кириндясова, директор школы № 2, рассказывая об уроках «Разговор о важном» и привлечении родителей, выпускников к подготовке и проведению уроков, обратила внимание на то, что готовые методички не отвечают запросам к урокам со стороны детей и их родителей. Родители сами интересовались темами занятий, делали фотографии к урокам, приходили вместе с детьми. Практикуется приглашение отцов-офицеров запаса для разговоров на серьёзные военные темы. Работа строится так, чтобы каждый урок нёс профориентационную нагрузку, особенно когда к нам приходили бывшие ученики. Подход привлечения общественности к «Разговору о важном» оправдывает себя.

Ещё одно важное направление – реализация в младших классах программы «Орлята России» – уникального проекта, направленного на развитие социальной активности детей. Он создаёт условия для воспитания патриотов своего Отечества, людей неравнодушных, отзывчивых, стремящихся к знаниям и спортивным достижениям, творческому поиску и научным исследованиям, тех, кто готов созидать, делая мир вокруг себя лучше. Об этом говорила директор школы № 14 Надежда Балышева. Участниками программы «Орлята России» становятся не только дети, но и педагоги, родители, ученики-наставники из старших классов. В содружестве и сотворчестве ребята и взрослые проходят образовательные треки, выполняют задания, получая  опыт командной работы, где «один за всех и все за одного». Важно, чтобы эта программа интегрировалась в  российское «Движение первых» в другие детские общественные организации.

В школе № 6 военно-патриотическое воспитание является ведущим в системе воспитательной работы. Директор школы Елена Дворянская говорила о тесных связях с ветеранскими организациями, воинами -интернационалистами, бойцами СВО.  Она отметила, что большой вклад в эту работу вносит Валерий Леонидов, ветеран военной службы, подполковник запаса. Военно-патриотической работа выходит за стены школы.  Уроки мужества в городском музее Григория Шелехова, посещение парка «Патриот» в Иркутске, видеовстречи и переписка с шелеховцами – участниками СВО, участие в деятельности «Юнармии», спортивные соревнования – это далеко не полный перечень мероприятий,  в которых ученики, учителя и родители принимают активное участие.

Есть о чём рассказать  и директору школы № 1 Вере Виноградовой, ведь образовательное учреждение  тесно сотрудничает с Шелеховским городским казачьим обществом. Казачий компонент в системе духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания  – не только  день сегодняшний, это история казачества в России и Сибири. А ещё спорт, хореография, музыка и общение.

В числе задач по военно-патриотическому воспитанию, обозначенных Ириной Шишко,  развитие муниципальной системы и организация трансляции лучших практик по военно-патриотическому воспитанию в Шелеховском районе.

Олеся Демьянкова, директор школы № 5, обратила внимание присутствующих на профориентационную работу. Она подробно рассказала о её  важности, назвала методики и инструменты, применение которых с начальной школы и до выпускного класса позволяет детям  впоследствии найти своё место в  будущем. Многие из них сейчас вошли в перечень задач для всех образовательных организаций района.

Полковник в отставке Андрей Онуфрийчук, как всегда эмоционально,  рассказал о необходимости патриотического воспитания, обратился к СМИ с предложением больше рассказывать  о школах и педагогах, активно участвовать в патриотическом воспитании молодёжи.

Из этого краткого обзора августовского педсовета видно, насколько обновилась система воспитательной работы в образовании, какие сегодня есть возможности выбора и участия для учащихся и их родителей, какие методики и технологии для учителей, воспитателей, тренеров.  Кроме того, общественные организации «Движение первых», «Орлята России», «Юнармия», ветеранские организации, ветераны Вооруженных сил и правоохранительных органов готовы вместе с педагогами  школ вести воспитательную работу. Пожелаем всем удачи на этом тернистом, но очень важном для  родины пути.

Юрий Вадимов