Почётные граждане – ветераны войны


3 апреля 2025 года


В советской истории известны десять сталинских ударов по сокрушению фашистской Германии и её союзников в 1944 году.

Первый удар, нанесённый в январе 1944 года под Ленинградом и Новгородом, привёл к освобождению Ленинградской области; последующие удары привели к  освобождению Украины, Крыма и Одессы, Выборга, Петрозаводска и территории Карело-Финской советской республики, а также разгрому немецких войск под Витебском, Могилёвым, Минском, освобождению Белоруссии и Прибалтики.

В результате шестого и седьмого ударов были освобождены Западная Украина и  Молдавия. Последующие удары за пределами СССР привели к победному маршу до стен рейхстага.

Наши земляки – ветераны Великой Отечественной войны – были участниками на всех этих судьбоносных направлениях.

Но в истории Великой Победы по праву есть ещё один сокрушительный удар – трудовой фронт. Первые руководители шелеховской стройки были в числе создателей этого одного из главных ударов –  с августа 1941 года по май 1945-го – «Всё для фронта – всё для Победы».

Опыт, приобретённый нашими героями в годы  военного лихолетья,  стал фундаментальной основой нравственности, упорства, ударного труда и ответственности за качественный результат для всех молодых строителей Шелехова в мирное время, в 60-е годы прошлого столетия.

В когорте почётных граждан города Шелехова – семь ветеранов Великой Отечественной войны, познавших все тяготы фронтовых дорог, боевых и трудовых испытаний. Рассмотрим малоизвестные факты их  судеб в период с 1941 по  1945 год.

Георгий Иванович Зоткин – первый начальник стройуправления № 4 в системе треста «Востоктяжстрой»  с 12 мая 1953 года. Руководителю стройки было 43 года, за плечами большой жизненный и производственный опыт.

Коренной сибиряк родился в Иркутске. В 15 лет, поступив в Иркутский индустриальный техникум, получил специальность «техник-строитель».  В 1936 году по приказу народного комиссара тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе  прораб «Ормедьзолото» Георгий Иванович  был награждён нагрудным знаком «Лучший стахановец золотоплатиновой промышленности».

Как молодой и талантливый специалист Георгий Зоткин вошёл в состав кадрового резерва наркомата тяжёлой промышленности страны и продолжил профессиональное обучение.  В начале войны его, студента Новосибирского инженерно-строительного института, призвали на фронт, на защиту столицы.

Сотни промышленных предприятий, эвакуированных с захваченных врагом территорий, размещали в Сибири. В марте 1942 года Георгия Ивановича отозвали с фронта как высококлассного специалиста. Государственные экзамены были сданы на «отлично» и в октябре 1942 года Зоткин был направлен на строительство Сталинского алюминиевого завода треста «Кузнецкстрой» – основной строительной организации города Сталинска (ныне г. Новокузнецк).   Строители и монтажники все годы войны круглосуточно работали на сооружении первого в Западной Сибири алюминиевого завода, а также промышленных и социальных объектах.

Под девизом «Быстрее дать Родине крылатый металл» 7 января 1943 года вылили первый ковш алюминия. Эта дата считается рождением Новокузнецкого алюминиевого завода.  Из кузнецкой снарядной стали предприятия оборонной промышленности страны изготовили 100 миллионов снарядов; из специальной стали – 50 тысяч тяжёлых танков; из авиационной – 45 тысяч боевых самолётов. В этих достижениях значительная доля труда и Георгия Ивановича Зоткина, о чём свидетельствует удостоверение к медали «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», хранящегося в фондах музея Г.И. Шелехова.

Пётр Федотович Красильников – Герой Социалистического труда, 26 августа 1955 года стал первым управляющим трестом «Иркутскалюминстрой».

Из автобиографии  и воспоминаний дочери Эльвиры Петровны Красильниковой о военном периоде: «…1941 год. Москва. Папу провожают на фронт. Он начальник по сооружению оборонительных рубежей под Москвой. 25 тысяч военных строителей было под его руководством. Сотни километров оборонительных рвов на подступах к столице было сооружено в районе Брянского и Калининского фронтов. За оборону Москвы он был награждён орденом Красной Звезды. В 1943 году мы все переехали в г. Алапаевск Свердловской области, где строили домну, которая должна была дать сталь для танка Т-34».

В должности заместителя начальника треста «Уралмашстрой»  Пётр Федотович руководил строительными работами по реконструкции и возведению новых производств на Алапаевском металлургическом заводе для   обеспечения обороны страны. Завод производил качественные стали для производства гильз и патронов, сырьё для нужд авиационной, танковой, артиллерийской, миномётной и других отраслей оборонной промышленности.

В 1943 году началось строительство новой доменной печи, которое было объявлено ударной комсомольской стройкой. Домна соответствовала новому техническому уровню и была лучшей по механизации не только на Урале, но и в Советском Союзе.

П.Ф. Красильникову было поручено возведение объектов для танкового производства на заводе № 183 по обрезиниванию катков для танков Т-34. Трест «Уралмашстрой» вёл строительство танкодрома и Мелкоозеровской гидроэлектростанции в Алапаевске – первой из числа малых ГЭС на Урале, которая дала промышленный ток 23 апреля 1945 года.

Энергичный руководитель, знающий своё дело, Пётр Федотович Красильников до 1948 года был управляющим «Уралмашстрой», удостоен знака «Отличник социалистического соревнования наркомата танковой промышленности Союза СССР». Коллектив под его руководством уверенно решал самые сложные задачи военного времени.

Тимофей Фёдорович Панжин –  директор Иркутского алюминиевого завода с 6 января 1954 по 7 декабря 1970 года.   Лауреат Сталинской (Государственной) премии.

Из воспоминаний Т.Ф. Панжина: «Шёл мирный воскресный день 22   июня   1941 года. Я   работал заместителем начальника электролизного цеха Запорожского алюминиевого завода. К Запорожью враг подошёл в 14 часов 18 августа 1941 года. Нас, цеховиков, предупредили – электроэнергия будет отключена в 16 часов, так что принимайте срочные меры по выливке металла из электролизёров. Но разве возможно было вылить весь алюминий за два часа из восьми корпусов электролиза? Целые караваны ковшей ожидали   своей   очереди   к   разливу на чушки.  Остальной алюминий в электролизёрах, который не успели вылить в ковши, «замораживали» плитами по 4-6 тонн, быстро грузили в вагоны и отправляли на Урал. Указание советского правительства – не оставлять врагу ни одного килограмма цветного металла – чётко выполнялось». Далее: «С 19 августа по 16 сентября все ценности были отправлены на Уральский алюминиевый завод, туда же выехали основные кадры специалистов».

В сентябре 1941 года из Запорожья ежесуточно уходили на восток не менее 620 вагонов, а в отдельные дни — около 900. Были вывезены 22 завода союзного значения и 26 предприятий лёгкой и пищевой промышленности.

«В октябре 1941 года наша группа прибыла на Уральский алюминиевый завод. Следом стали прибывать проектировщики из Ленинграда, которым была поручена разработка проекта отделения по производству силумина в первом электролизном цехе. Меня назначили начальником отделения. Стоит ли говорить, какую важную роль играл в то время силумин? Его производство было только на Запорожском алюминиевом заводе, а после эвакуации завода его изготовление временно прекратилось в стране.  Красной Армии нужны были самолёты, танки, другое вооружение, а без силумина выпуск его был немыслим».

Оборудование монтировали под открытым небом. Девизом УАЗовцев стали слова «Работать насмерть!». После основной рабочей смены заводчане выходили на разгрузку вагонов, сельхозработы, строительство временного жилья и новых цехов. Директор завода Ефим Павлович Славский вспоминал: «Они работали не столько, сколько надо, а насколько хватало сил. Если упал – значит работать больше не может…».

В 1941 году одна печь монтировалась за 100 суток, вторая – за 50! В декабре 1941 года завод выдал первые 108 тонн кристаллического кремния: страна стала бесперебойно получать силумин для изготовления двигателей танков Т-34, а в 1942 году начато производство силумина высшего сорта.

Силумин шёл на изготовление отдельных деталей танков, гидросамолётов. Кристаллический глинозём, дюралимины и алюминиево-магниевые сплавы применялись для деталей авиадвигателей, винтов, шасси, силового набора в фюзеляже самолётов. Без магниевых и алюминиевых порошков нельзя было выпускать бомбы, снаряды, осветительные ракеты.

К концу войны в уральской тайге стояло 16 корпусов электролиза. В этом заслуга и трудовая доблесть и Тимофея Фёдоровича Панжина.

Наталья ВОЛКОВА,

директор музея Г.И. Шелехова

Фото из архивов музея

Подготовила Евгения РУДЫХ