Работают красиво, со смыслом и с душой



В их руках лёд и снег, песок и дерево оживают, обретая новые формы, превращаясь в сложные, завораживающие образы и сюжеты. Уже много лет шелеховские художники-металлурги создают скульптуры из разных материалов. Произведения мастеров получают высокие оценки на фестивалях и конкурсах. А зритель, созерцающий красивые фигуры, и не представляет, сколько кропотливой работы, сколько тонкостей кроется за каждой деталью, гранью и штрихом…

 

Из горячего цеха – на лёд

Александр Коногорский, Иван и Андрей Гирфановы трудятся литейщиками на ИркАЗе, Алексей Тугаринов – свободный художник, но много лет посвятил заводу. Здесь и начался творческий путь героев. 

– Мы с братом учились в художественной школе. Наш отец, Дмитрий Мухаметьянович, художник, – рассказывает Иван. – Он работал в электролизном цехе и брал нас с собой, мы часто бывали в художественной мастерской. При цехах тогда были бригады художников. Нам это с детства близко.

Иван Гирфанов
Андрей Гирфанов

Александр в юношестве тоже постигал азы рисования в шелеховской «художке». А мальчишкой постоянно убегал из детского сада в клуб «Строитель» через дорогу. Там его папа Анатолий Антонович (до работы на ИркАЗе художником-оформителем) трудился в городской художественной мастерской. «Убегал подымить выжигателем или помазюкать масляными красками», – говорит Александр.

У Алексея специального образования за плечами нет – опыта набирался сразу на практике. 

– Где-то что-то подкрасить надо было, портрет подправить, стенгазету нарисовать… Всегда тянулся к творчеству. На заводе были хорошие наставники. Особенно Дмитрий Мухаметьянович Гирфанов – очень сильный художник. Я учился у него, – вспоминает Алексей.

Александр Коногорский

Поначалу герои оформляли территорию предприятия к новогодним праздникам, строили ледовые городки у ДК «Металлург», участвовали в заводских конкурсах ледяных скульптур – набивали руку и глаз. А дальше, что называется, понесли ботинки Митю. Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутская область, Монголия и даже Аляска – фестиваль за фестивалем, победы, призовые места. Первопроходцем стал Алексей, потом подтянул в фестивальное сообщество и товарищей. Шелеховчане показали, что не робкого десятка и могут соперничать с профессионалами, в том числе, на международном уровне. 

Чтобы заниматься любимым хобби, художники берут отпуск зимой. Все металлурги как металлурги, а они… ледовых дел мастера.

– Цех горячий. Работники стараются ходить в отпуск летом, в жару. А мы – наоборот, – объясняет Андрей.

– Просто фанаты! – добавляет Алексей.

Алексей Тугаринов

 

Испытание азартом, холодом и ветром

Работа над скульптурой начинается с совместного обсуждения идеи, которая должна отражать тему фестиваля, и создания эскиза. Если последний проходит конкурсный отбор, художники получают возможность воплотить задумку в жизнь. И должны быть готовы работать с материалом любого качества.

Ледяные или снежные блоки участники выбирают не сами, а получают по результатам жеребьёвки. Какой выпал – такой и забирай. Снег может оказаться рыхлым или плотным, лёд – чистым или с примесью песка, водорослями, с трещинами или без (к слову, самый хороший в Иркутской области лёд, близкий к байкальскому, добывают на шелеховских карьерах – проверено нашими мастерами). Регламентом оговариваются количество блоков на команду, параметры фигуры, поэтому распоряжаться материалом нужно грамотно и рационально. В противном случае можно схлопотать штраф от судей. 

Работа со скульптурой требует предельной точности, аккуратности и большого терпения. Неосторожное движение – и несколько дней напряжённого труда могут обернуться буквально крахом. 

– На фестивалях такое случается. Лёд тяжёлый. Делают-делают – раз, скульптура падает! – рассказывают художники. – Когда вырезаешь какие-нибудь элементы, хочется сделать их красивее, изящнее, ажурнее. Захватывает азарт, и вот тут появляется риск всё испортить. Поэтому надо вовремя остановиться.

У каждого художника свои творческие предпочтения. Одним нравится абстракция, другим – конкретные образы, кому-то по душе создавать крупные формы, а кому-то – миниатюрные детали.

– Я люблю, когда у льда, как у кристалла, много граней. Чем их больше, тем выигрышнее смотрится работа, – говорит Алексей. – Фигуры с округлыми линиями не дают такого эффекта. 

Отдушина Александра – в мелочах.

– Мне нравится мелкая работа, неспешная, скрупулёзная. Её часто не замечают, но она наделяет скульптуру индивидуальностью, душой. На одном из фестивалей мы делали Сарму – байкальский ветер, я решил поэкспериментировать. Кисти рук вырезал ей с ноготочками: женщина ведь всё-таки. Ветер, правда, за пару дней так «облизал» фигуру, что они стёрлись. А жаль, с ними персонаж выглядел живее, интереснее. 

Сарма на Байкале

Ветер действительно доставляет хлопот – и скульптурам, и скульпторам. Работать, когда тебя пронизывает холодным потоком со всех сторон (особенно в лицо), да ещё и на 30-градусном морозе, мягко говоря, неприятно – мёрзнешь от макушки до пят, даже если «упакован», как на северный полюс. А у фигур ветер и солнце меняют облик.

– В Красноярске у нашего персонажа сгладились черты лица – пришлось вырезать заново, – вспоминает Андрей. – Потом мы подсмотрели хитрость у китайских коллег, работавших рядом: они на голову своей скульптуре надевали пакет. И мы сделали так же. 

Находчивость художникам нужна. На всякий случай. Потому что случаи бывают непредвиденные и неожиданные. 

 

Клизма тоже инструмент!

Однажды на фестивале, выбрасывая мусор с площадки (чистоту на рабочем месте команды жюри тоже учитывает, порядок должен быть идеальный), художники задели фигуру – у брутального героя отвалилась нога. И это тогда, когда время было уже на исходе. Чтобы уложиться в срок (после звукового сигнала участникам запрещено выполнять какие-либо действия со скульптурой, кто успел – тот успел), работали ночью, практически без сна. В срочном порядке «пострадавшему» вернули конечность, вставив палочки, словно кости. В подобных ситуациях, например, пальцы на руках крепят зубочистками. Но это работает со снежными фигурами, с ледовыми – нет. Да и правила не разрешают мастерам использовать для льда поддержки: палки, штыри, нитки, верёвки и прочее. В ход идут другие приёмы и средства.  

Отколовшийся элемент можно, скажем, «припаять» с помощью нагретой алюминиевой пластины, помещённой между соединяемыми частями. Когда лёд подтаивает, пластину убирают, и они аккуратно «спаиваются». Трещины заливают водой, для этого подойдёт обычный шприц, но лучше всего с ответственной задачей справится… клизма! Вы точно никогда бы не подумали, что у неё может быть и такое применение. 

– Клизма – самый главный инструмент! – смеются мастера. – На холоде она не замерзает, более-менее можно её нажимать, удобно носиком заливать воду в трещину. 

Но есть в арсенале художников инструменты и посерьёзнее: пилы, стамески, специальные резцы, прямая шлифовальная машинка. 

Дефект на фигуре можно обыграть. Александр так и сделал на февральском международном фестивале в Листвянке, где с напарником представлял композицию «Зарождение», повествующую о появлении жизни на планете. Чтобы уберечь элемент скульптуры – большое кольцо – от разрушения из-за трещин, художники в качестве подпорки оставили за спиной главного персонажа ледяной столб, искусно придав ему форму дерева и дополнив ледяными листочками. Получилось оригинально и, главное, надёжно.   

Композиция «Зарождение жизни»

 

От Шелехова до Аляски и пустыни Гоби

В скульптурах важно не только качество исполнения, но и содержание. Просто красивой картинки недостаточно, если художник хочет вызвать в зрителе внутренний отклик своим произведением, заставить размышлять над увиденным. 

Наши мастера любят задумки посложнее: смешать стили (например, классическую обнажённую натуру с техно, этнические мотивы – с абстракцией), вложить в образ несколько смыслов. Одна из наиболее необычных работ шелеховчан – композиция «Коллективный разум»: здесь извилины в человеческом мозге изображены в виде людей, как бы переплетённых между собой, а рядом стоит человек, словно выбившаяся из «коллектива» извилина. Мимо такой скульптуры не пройдёшь…

Скульптура «Волногон»

– Мне ещё нравится «Волногон», мы его тоже в Красноярске делали, как и «Коллективный разум», – замечает Иван.

Для Андрея памятна первая работа изо льда в заводском конкурсе:

– Это была пирамида Хеопса с двумя сфинксами и чашами, в которых горел настоящий огонь. На фоне скульптуры коллеги-театралы разыграли сцену с мумиями и гармошкой. По условиям конкурса нужно было креативно представить работу. И мы заняли первое место.  

Очень яркой страницей в биографии Алексея стало участие в фестивале на Аляске. Там наш земляк вместе со своей командой вырезал изящный 12-метровый ледяной мост и птицу Феникс.  

«Хрустальный» мост на Аляске

Творческая география шелеховских художников широка. Знают их и в нашем регионе, и за его пределами. В Иркутской области мастера ежегодно оформляют города и сёла к Новому году, приезжают на местные фестивали: Иркутск, Ангарск, Братск, Усолье, Тельма, Белореченский, Черемхово, Свирск, Саянск, Бодайбо и другие точки на карте. 

Но не только снег и лёд умеют укрощать герои. Александр работает также по дереву, а ещё в 2000-х увлёкся песчаной скульптурой, участвовал в фестивалях. 

– Опыт был интересный. Пробовали добавлять в песок разные компоненты, чтобы фигуры дольше сохраняли форму. В итоге пришли к выводу, что песок должен быть обычным, с суглинком, но не речным. Если его хорошо утрамбовать и сверху покрыть скульптуру раствором воды с клеем ПВА, то она простоит долго, при условии, конечно, что её никто не будет трогать.  

Алексей тоже работает с песком. Получил вот приглашение… в пустыню Гоби.

– Зовут туда давно. Песок там специфический – круглый, с ним сложнее. Делать какие-то нависающие, прорезные элементы фигур из него не получится, нужно искать другие формы.

Создаёт Алексей и произведения из дерева, бетона. Например, в парке деревянных скульптур «Лукоморье» можно увидеть его «Хозяйку глубин»; бетонные композиции украшают Свирск, Тёплые озёра, а в Баклашах установлен памятник дважды Герою Советского Союза А. П. Белобородову. У каждого материала свой характер, особенности в обработке. Но мастер признаётся: снег и лёд всё же главная его творческая стихия. 

Алексей Тугаринов и его «Хозяйка глубин»

Гирфановы за дерево взялись только в прошлом году, и успехи в этом направлении наверняка ещё впереди. А вот в других увлечениях братья очень преуспели. Иван занимается кожевенным делом, Андрей изготавливает рыболовные приманки, и каждое их изделие ручной работы, без преувеличения, произведение искусства. Когда мастер вдыхает душу в творение и искренне любит своё ремесло, по-другому и не бывает. 

На вопрос, какую ещё идею хотелось бы воплотить в жизнь, Алексей не раздумывая отвечает:

– Чтобы наш город украшали скульптуры. В Свирске, Черемхово в парках и скверах, просто где-то на улицах много скульптур, и это выглядит очень здорово.

>>> КСТАТИ

Этой зимой шелеховские мастера были отмечены наградами. В конкурсе-фестивале «Иркутский алфавит», где участники создавали скульптуры в виде букв, отражающих достопримечательности, исторические и культурные особенности, уникальную природу нашего края, работы братьев Гирфановых вошли в число лучших. Иван стал победителем, Андрей занял третье место.

А на международном конкурсе в Монголии, посвящённом краснокнижному гобийскому медведю – мазалаю, тандем Ивана и Алексея Тугаринова получил специальный приз. Художники вырезали изо льда медвежью семью, охраняемую духом предков. <<<

Буква «Р» в образе Валентина Распутина
Работа шелеховских мастеров на фестивале в Монголии

Ксения ПЕТРОВА

Фото из архива героев