«Ради этого стоит жить и работать»


9 октября 2021 года


В нынешнем году школа № 4 отмечает юбилей: 45 лет назад здесь впервые сели за парты юные шелеховчане. Для Валентины Осиповой, чья судьба неразрывно связана с историей учреждения, это символичная дата. В 1976-м и она начала свой педагогический путь, который вскоре привёл её в Шелехов…

Из сельской школы – в городскую

Росла Валентина Михайловна в многодетной семье, где родители Марфа Екимовна и Михаил Иннокентьевич Назаровы воспитывали трёх дочерей и двух сыновей. Детство прошло в селе Никитаево Тулунского района. После окончания местной восьмилетней школы нужно было определяться с дальнейшими планами. Из трёх училищ, работавших в райцентре, выпускница выбрала педагогическое, заинтересовавшись преподаванием в начальных классах. Спустя три года, в 1976-м, молодого специалиста направили в сельскую Усть-Кульскую школу. Старт в профессию дал хорошую закалку: учителей не хватало, поэтому Валентине Михайловне пришлось вести уроки русского языка, литературы, биологии, даже рисования и физкультуры (благо, спортом она занималась, да и рисовала с удовольствием). Первый трудовой коллектив оставил тёплые воспоминания, до сих пор с некоторыми коллегами она поддерживает связь.

В 1977-м Валентина Михайловна заочно поступила в Иркутский государственный пединститут, на факультет русского языка и литературы. Школьницей она особенно любила математику, но со временем гуманитарные науки оказались ближе. Впрочем, книги неизменно занимали и занимают важное место среди её увлечений. В никитаевской библиотеке перечитала практически всё, вела тетради, куда записывала понравившиеся высказывания и мысли из произведений, это заодно помогало оттачивать грамотность.

Через два года вместе с супругом Валентина Михайловна переехала в Шелехов, где жила старшая сестра Нина Тенчикова, тоже нашедшая своё призвание в педагогике. Как и третья из сестёр Назаровых, и их тётя по отцовской линии, двоюродные сёстры и племянницы. Такая вот женская педагогическая династия.

– Идти в городскую школу было страшновато, – рассказывает Валентина Михайловна. – Думала устроиться воспитателем в детский сад, но вакансий не нашлось. В гороно предложили четвёртую школу. Что делать? Согласилась.

В новом учреждении на День знаний её ждал 1-й «ж». Волновалась – не то слово. В классе под 40 ребят – разительная разница с малокомплектной сельской школой. Но учитель сразу же почувствовала крепкую поддержку родительского коллектива. «С родителями учеников, – замечает она, – мне всегда везло, они были хорошими помощниками».

В четвёртой школе молодой учительнице Валентине Осиповой поручили первоклашек. 1 сентября 1979 года

Своих первоклашек Валентина Михайловна вела до самого выпуска, вместе с ними, окончив институт, перешла в старший блок уже в качестве учителя русского и литературы. Классное руководство брала ещё дважды: с 7-го по 9-й и с 5-го по 11-й класс. Признаётся: интересно было и преподавать, и сопровождать детей в их школьной жизни. А жизнь кипела. Творческие мероприятия, увлекательные классные часы, уборка урожая на совхозных полях, спортивные соревнования, турслёты, походы…

– На Байкале у нас было любимое место – песчаный островок в районе станции Слюдянка II, отдыхали там осенью и весной, иногда с ночёвками. Обязательно ходили на Иркут. Бывало, и на велосипедах ездили к реке.

В работе с детьми возникали разные ситуации: и непростые, и курьёзные. Педагог, убеждена Валентина Михайловна, по отношению к детям должен быть добрым и вместе с тем требовательным, способным выстроить и сберечь доверительную связь, взаимопонимание.

«Работа научила меня терпению, позволила осознать, что к каждому ребёнку нужно подобрать свой ключик».

«Рядом со мной команда профессионалов»

В школе Валентина Михайловна трудилась также социальным педагогом и заместителем директора по воспитательной работе. А в 1998-м ей поручили руководство самым многочисленным в Шелеховском районе общеобразовательным учреждением.

– Когда заступила на должность, в школе обучалось около 1700 ребят, хотя рассчитана она была менее чем на 1200 мест. Был период, когда численность учеников превышала 2000 человек. Помню, на перемене идёшь по коридору буквально в бурлящем потоке детей.

Новому директору выпало нелёгкое испытание – сохранить стабильность в учреждении и дать толчок к развитию в сложное для страны время. В первую очередь, тяжело приходилось в решении финансовых задач: зарплаты учителям, ремонты, содержание материально-технической базы…

Науку управления школой Валентина Михайловна постигала скрупулёзно, целеустремлённо доходя до сути каждого вопроса. Училась новому, штудируя профессиональную литературу, обращаясь за опытом к старшей сестре, коллегам – директорам других школ.

Год за годом летопись учреждения полнилась событиями, достижениями. Школа стала федеральной экспериментальной площадкой по совершенствованию структуры и содержания общего образования и пилотной площадкой по введению новых государственных образовательных стандартов. Коллектив взял курс на предпрофильную подготовку и профильное обучение ребят, организацию дополнительного образования и социально-психологической службы, системную работу с одарёнными детьми. Создано школьное научное общество учителей и учеников. Учреждение выходит в лидеры по количеству призовых мест в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, показывает высокие результаты в профессиональных конкурсах, дважды завоёвывает статус лучшего общеобразовательного учреждения на муниципальном этапе областного конкурса. Благодаря участию в грантовых конкурсах реализуются социальные проекты по благоустройству территории. Появляются новые традиции, например «Праздник чести», «Класс года», а с созданием «Республики БудуШел», существующей и сегодня, ребята активнее включаются в школьное самоуправление. И это далеко не всё, что было сделано.

– А главное – сделано коллективом профессионалов, – говорит Валентина Михайловна. – Без хорошей, слаженной команды невозможно достичь больших целей и преодолеть трудности. Со мной рука об руку шли замечательные завучи, учителя прикладывали все силы, чтобы школа работала на достойном уровне. Мы всегда находили поддержку у руководителей районного отдела образования. Неоценимую помощь с самого открытия школы оказывал наш попечитель и надёжный друг – завод «Иркутсккабель».

На районном образовательном форуме

У руля учреждения Валентина Михайловна стояла 19 лет. В 2017 году она передала руководство новому директору Людмиле Прохоренко, но с родной школой решила не расставаться. Сегодня продолжает преподавать здесь русский язык и литературу и занимается школьным музеем.
За свой труд Валентина Михайловна отмечена разными ведомственными и общественными наградами. Но самая ценная – успехи и благодарность учеников. Среди них есть те, кто несёт службу на педагогической стезе: директор НШДС № 14 Надежда Балышева, заведующая детским садом «Алёнка» Алёна Суворова и её заместитель Татьяна Филюшина; учителя Ирина Михайлова (школа № 4), Елена Малиновская (лицей) и другие.

– Все выпуски мне дороги, с каждым классом мы прожили интересные школьные годы.

Выпускники не теряют связь с любимым учителем: созваниваются, переписываются в мессенджерах, поздравляют с праздниками и днём рождения и обязательно встречаются. Нынче на День знаний они посвятили своему наставнику такие искренние строки: «Валентина Михайловна, мы любим вас! Ну, возьмите, пожалуйста, нас в первый класс. Мы пройдём в своё прошлое, в наш первый «ж». Ничего, что мы взрослые давно уже. И пусть скоро нам всем полста, Но в этот час проведите, пожалуйста, нас в первый класс!»

– Ради этого стоит жить и работать, это придаёт силы, – говорит Валентина Михайловна. – Порой устаёшь, но видишь результат своего дела и с радостью понимаешь, что оно не напрасно!

Ксения ПЕТРОВА
Фото из архива Валентины Осиповой