Ребёнок и гаджеты: плюсы и минусы



О чём нужно рассказать ребёнку, у которого появился гаджет. Что необходимо знать в первую очередь родителям и как правильно донести эти знания до ребёнка. Беседу ведёт психолог Шелеховской районной больницы Ирина МИХАЛЁВА.

– Ирина Михайловна, технический прогресс идёт вперёд семимильными шагами, и в XXI веке человек не может обойтись без гаджетов. Первый смартфон или планшет дети получают уже в 5-7 лет — это способствует развитию интереса и погружению в мир интернета. Что мы можем рассказать ребёнку,  у которого появился гаджет.

– Рано или поздно большинство ответственных родителей на собственном опыте убеждается, что просто дать гаджет — путь простой, но не всегда безопасный. Большинство родителей уверены, что контент в интернете негативно влияет на умственное развитие детей, а почти каждый четвёртый — что некоторые компьютерные или мобильные игры делают детей жестокими, провоцируют агрессию. Но главная опасность — не технологии. На самом деле угрозы в интернете зачастую исходят не от игрушек или контента, а от других людей.

Поэтому родители в первую очередь должны поговорить с ребёнком и рассказать о возможных неприятных ситуациях. Соблюдать баланс между нормальной настороженностью и повышенной подозрительностью непросто. Учить ребёнка отгораживаться от всего мира тоже неправильно. Задача родителей – научить школьника (и даже дошкольника) соблюдать определённые правила безопасности.

– Ирина Михайловна, существуют ли правила безопасности и в чём они заключаются?

– Такие правила существуют, и родители должны рассказать о них детям. И не только рассказать, но и попытаться их закрепить.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Никому не сообщай личные данные (где живёшь, где часто бываешь, номер телефона или школы и т.п.). Личные и другие ценные данные злоумышленники могут использовать для самых разных целей, от финансового мошенничества до буллинга.
    2. Не поддавайся и не отвечай на крайне щедрые предложения или пугающие сообщения в интернете. С их помощью злоумышленники выманивают деньги и данные людей, распространяют вредоносные приложения и фишинговые ссылки.
    3. Используй сложные и разные пароли для всех аккаунтов, настрой двухфакторную аутентификацию. Надёжный пароль должен состоять минимум из 12 знаков с заглавными и строчными буквами, цифрами и спецсимволами.
    4. Если тебя кто-то оскорбляет в сети, не отвечай ему — добавь обидчика в чёрный список.
    5. Не разговаривай с незнакомцами, так как общение происходит в виртуальном пространстве — мессенджерах или онлайн-играх, — очень сложно понять, кто является собеседником на самом деле.
    6. Будь внимателен даже в игре! Злоумышленники могут предлагать приобрести игровую валюту по крайне низкой цене или особые предметы, причём последние могут быть вовсе не предусмотрены разработчиками.

– Кроме этих правил, на что надо обращать внимание ребёнку?

– Уже в начальной школе дети должны знать, что нужно отклонять все заявки от людей, которых они не знают в реальной жизни. Объясняйте, что если к ребёнку проявляет интерес другой пользователь и очень настойчиво пытается узнать что-то о личной жизни или родителях, это должно настораживать. Ребёнок не должен чувствовать себя невежливым, если не ответил на просьбу о дружбе. В социальной сети, так же, как и в жизни, должно быть личное пространство.

Большинству людей нравится, когда они кому-то интересны, когда им задают вопросы об их жизни, и они готовы общаться с теми, с чьей стороны демонстрируется неподдельный интерес. Злоумышленники этим пользуются. Показывайте детям то, что интересно вам, и спрашивайте о том, что интересно им. Если сталкиваетесь с мошенничеством и обманом в сети, обязательно рассказывайте об этом младшим членам семьи, чтобы у них было наглядное представление о том, как могут выглядеть ловушки в онлайне. Пока ребёнок несовершеннолетний, старайтесь оставаться наиболее важным человеком для него и сохранять авторитет в его глазах и в сложный подростковый период.

Объясняйте, что если что-то настораживает в общении с малознакомым человеком даже в онлайне, нужно просить о помощи взрослых: родителей, бабушек и дедушек, учителей. На секреты имеет право каждый, но если секрет болезненный, неприятный, пугающий, лучше не скрывать его от родителей.

– С точки зрения психолога, как вы комментируете такую  ситуацию?

– Конечно, дети разные и ситуации разные. Если ребёнок блогер или стремится к славе в интернете, он захочет расширять аудиторию. И тем не менее бездумно принимать заявки в друзья не стоит. Учите границам с детства. Ребёнок должен знать, что обнажаться перед другим человеком, неважно, взрослым или ровесником, отправлять фото и видео интимного содержания — табу. Введите в семейный лексикон слово «приватность».

Вручая ребёнку личный гаджет, нужно проводить хотя бы базовый ликбез, показывать настройки приватности, рассказать, что не стоит демонстрировать в сети. Кстати, на заметку родителям: поинтересуйтесь, что поисковые системы выдают на запрос о вас.

Самый работающий способ защитить себя и ребёнка от киберугроз — повышать информированность, свою и детей. Есть традиционные угрозы, например, вредоносные программы — троянцы, шифровальщики, — с которыми успешно справляются антивирусные решения. Существуют программы родительского контроля, которые позволяют вовремя увидеть, что именно смотрит или читает ребёнок, на какие сайты заходит. Но есть угрозы, уберечь от которых исключительно техническими средствами невозможно. Это в том числе онлайн-груминг. Рассказывайте, что чем больше о человеке известно в сети, чем длиннее его цифровой след, тем он уязвимее.

Чтобы обезопасить детей онлайн вне зависимости от того, чем они занимаются — играют, учатся или общаются с друзьями, разработана новая программа Kaspersky Safe Kids. С её помощью родители могут быть в курсе того, как долго ребёнок находится в интернете, а также ограждать его от нежелательного контента.

При вручении гаджета обязательно расскажите ребёнку об основных правилах безопасности в сети.

– Сейчас много говорится о кибербуллинге. Есть ли какие-либо признаки, что ребёнок стал жертвой?

– В первую очередь родителям надо обратить внимание на то, что ребёнок стал меньше пользоваться гаджетами, не проверяет соцсети, не читает сообщения или вовсе удалил аккаунт. Отказывается от общения с друзьями, появляются психосоматические реакции: беспричинная температура, тошнота.

Мой совет психолога: обращайте внимание с каким настроением ребёнок идёт в школу, рассказывает ли о школьной жизни, участвует в школьных мероприятиях, не снизилась ли успеваемость. Будьте на связи с классным руководителем. Постарайтесь поговорить с ребёнком, понять, что именно произошло, и вместе постарайтесь решить ситуацию.

– А если ребёнка оскорбляют в сети? Можно что-то посоветовать в такой ситуации?

– Проблемы в сети очень часто переходят в реальную жизнь. Поэтому необходимо выстраивать доверительные отношения с ребёнком ежедневно, чтобы в сложной ситуации он сразу обратился к вам за помощью и советом. Не обесценивайте чувства вашего ребенка, расскажите ему о ваших страхах и переживаниях за него. Покажите, что у вас он всегда найдёт поддержку.

Мнение юриста: те, кто занимается травлей в сети, не всегда понимают, что подобное деяние юридически наказуемо. Для обращения в полицию достаточно представления скриншотов переписки, и наказание будет таким же серьёзным, как и в реальной жизни.

– Давайте рассмотрим ситуацию, когда вашего ребёнка шантажируют.

– Шантаж, к сожалению, это одно из проявлений кибербуллинга. И это очень серьёзно. У ребёнка могут вымогать деньги, просить прислать неприличные снимки. Необходимо ему объяснить, что это ненормально и вы всегда поможете ему справиться с такой ситуацией. Поговорите с ребёнком, что его тело – только его, и никто не имеет права ни к чему его принуждать и что он всегда может обратиться к вам, и в этом нет ничего постыдного.

Мнение юриста: вымогательство или шантаж – это преступление, независимо от того, реализовал человек свою угрозу или нет. Деяние преследуется по закону.

– Иногда бывают ситуации, когда ребёнок сам участник буллинга. Что делать в этом случае?

– В ситуации буллинга не два, а как минимум три участника: агрессор, жертва и свидетель или свидетели. Поэтому важно научить ребёнка, нельзя становиться буллером или оставаться в стороне. Именно от позиции свидетеля зависит, как будет развиваться ситуация. Так как модель поведения в первую очередь приобретается в семье, родителям важно контролировать свои эмоции в повседневной жизни. Если такое взаимопонимание будет достигнуто и родители, и дети сумеют избежать неприятных ситуаций.

Если у вас возникли трудности в общении с собственным ребёнком, приходите к нам, в Шелеховскую районную больницу.

Помните! Неприятностей проще избежать, чем бороться с последствиями!

Ждём вас в ОГУБЗ   «Шелеховская районная больница» по адресу: г. Шелехов, ул. Ленина, 24, кабинеты 1.25 и 3.01.

Анна ИВАНОВА