Шелеховские школьники создают двигатели для ракет



И ищут способы, как автоматизировать этот процесс

В космос они пока не летают, но уже делают большие успехи в ракетомоделировании. Ученики клуба «Юный техник» шелеховского Центра творчества конструируют оригинальные ракетные двигатели, параметры которых измеряют на специальном, так же самостоятельно собранном устройстве. За свою работу школьники удостоились призовых мест в нескольких научно-технических конкурсах.

Недавно в Шелехове появилась стартовая площадка и установка для запуска полноценных моделей ракет на самом что ни на есть настоящем ракетном топливе.

– Так сложилось, что промышленного производства двигателей для моделей ракет в России на данный момент нет. Детские ракетомодельные студии «летают» на старых, ещё советских запасах. Лишь несколько небольших компаний реализуют двигатели через торговые сети, но стоят они недёшево, – говорит Сергей Чумаков, педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Ракетомоделирование». – Поэтому в нашем клубе мы работаем, в том числе, над созданием собственных двигателей и уже получили неплохие результаты. Был спроектирован и изготовлен простой и эффективный двигатель. Его себестоимость в 20 раз меньше стоимости аналогичных коммерческих устройств. Благодаря этому мы можем осуществлять больше сотни запусков ракет в месяц.

Чтобы оценивать и улучшать качество работы двигателей, коллектив объединения решил сконструировать тягоизмерительный стенд. Над воплощением задумки под руководством своего наставника трудились Павел Оршиш и Владислав Ворона (школа № 2), Артём Трухин и Кира Хохлова (школа № 1), Егор Бураков и Владмир Заяц (школа № 6). Ребята рассказывают:

– Самый мощный в истории ракетный двигатель – это боковой ускоритель системы «Спейс шаттл» (американский многоразовый транспортный космический корабль. – Прим. авт.), развивающий тягу в 1400 тонн. Нам стало интересно, какую максимальную тягу выдаёт наш двигатель. И мы сделали тягоизмерительный стенд на основе электронных весов.

С помощью специального крепления (его моделисты тоже придумали сами) двигатель устанавливается на тензометрический датчик. Это устройство после запуска передаёт данные на микроконтроллер, который обрабатывает их и сохраняет на карту памяти. А уже с неё полученная информация переносится в компьютер, где строятся графики. Юные инженеры видят, как работает двигатель, и с учётом этого могут оценивать его параметры при изменении конструкции или топливного состава. На словах дело кажется немудрёным, но на самом деле труд кропотливый, с многочисленными экспериментами.

Свой опыт объединение успешно представило в профильных соревнованиях, вызвав интерес у коллег. В прошлом году на региональном конкурсе учебных проектов по инженерному творчеству шелеховцы заняли третье место. В нынешнем взяли сразу несколько наград: на районной НПК «Шаг в будущее» и XX региональных соревнованиях юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» получили дипломы II степени; на II региональной конференции школьников «Наука и техника» стали серебряными призёрами, а на областной онлайн-конференции «Дети. Техника. Творчество», в секции «Освоение космоса и воздушного пространства», одержали победу.

– Для нас важно, чтобы коллеги из других технических объединений, видя наши результаты, не боялись пробовать себя в чём-то новом, – отмечает Сергей Чумаков. – Когда есть возможность, я с удовольствием делюсь опытом с педагогами на региональных фестивалях, семинарах, мастер-классах. В планах подготовить методические материалы. Конечно, хотелось бы, чтобы в области открывались новые кружки ракетомоделирования.

На достигнутом коллектив не останавливается. Сейчас ребята заняты разработкой вышибного заряда для системы спасения ракеты, изготавливают вспомогательное оборудование, изучают способы автоматизации процесса создания двигателей. С этой задачей, нет сомнения, они тоже справятся. И, как знать, может, однажды кто-то из сегодняшних школьников будет строить и запускать в небо уже настоящие корабли…

Подготовила Ксения Петрова