Уникальные факты и загадки малой Родины



Ежегодные  исторические чтения «Моя малая Родина» состоялись 17 ноября в музее Г.И. Шелехова. Материалы некоторых конкурсантов – учащихся 5-8-х классов, удивили даже опытных членов жюри.

Например, в докладе ученика школы № 4 Артёма Щукина, который он посвятил своему прадеду полковнику Анатолию Петровичу  Сафёлкину, прошедшему  Великую Отечественную войну с первого до последнего дня,  были представлены архивные материалы фронтовика. Жюри обратило внимание на уникальный экспонат – карту периода военных лет, на  которой Финляндия изображена в составе СССР. Сегодня руководители Финляндии отрицают сотрудничество с Россией против гитлеровской Германии, но эта карта доказывает обратное.

Стоит отметить, что участники исторических чтений находились под пристальным наблюдением слушателей, опытного жюри и юных гидов из «Школы экскурсоводов». Все стороны внимательно провели экспертизу выступлений и пришли к выводу, что конкурсанты показали себя очень достойно. На участие в чтениях в этом году поступило 12 заявок от учащихся разных школ. Традиционно темы подбирались с учётом исторических дат и были посвящены: Году педагога и наставника; 70-летию начала строительства промышленной базы г. Шелехова и Иркутского алюминиевого завода; героям нашего времени – землякам с активной гражданско-патриотической жизненной позицией.

Истоки исторических чтений «Моя малая Родина» берут своё начало с туристического движения. В 70-е годы на турслётах, которые проходили на берегах Иркута и Олхи, обязательно проводились соревнования краеведов. Туристы приносили с собой полные рюкзаки экспонатов и прямо на поляне раскладывали богатейший краеведческий материал. Именно тогда стало понятно, что краеведческую конференцию пора проводить отдельно от турслётов, что и произошло.

Следующий этап развития принёс новую волну вдохновения: материалы краеведов приобрели печатный вид. Первый сборник появился при содействии директора музея Натальи Волоковой и краеведа, исследователя, организатора туристического клуба «Наследники» Михаила Сапижева.

Вторые исторические чтения состоялись в 1997 году в центральной библиотеке и были посвящены человеку, имя которого носит наш город. В ней участвовала делегация из Рыльска – родины купца и путешественника Григория Шелехова. Наравне со взрослыми материалы школьников вошли во второй выпуск «Информационного вестника городского музейного выставочного центра имени Г.И. Шелехова», посвящённый его 250-летию.

Постепенно на основе краеведческих и этнографических материалов почти в каждой школе был создан свой музей, причём все они были официально зарегистрированы и имели специальные сертификационные паспорта. Музей имени первостроителя Леонида Кулика организовала первая школа. В третьей школе экспозицию посвятили первому директору, ветерану Великой Отечественной войны  Трофиму Николаевичу Яскину. Музей шестой  школы отличался геологическими материалами, а в четвёртой акцент сделали на этнографию. В пятой учитель истории Тамара Валеева собрала так много экспонатов, что их переместили в Дом пионеров (Центр творчества) и открыли там комнату Боевой славы. К сожалению, сегодня из-за отсутствия помещений большинство школьных музеев прекратили своё существование.

Но историю остановить нельзя, и поисковая деятельность продолжается. Родион Козликин, ученик  7«а» класса школы № 1, вместе с руководителем экологического объединения Центра творчества Сергеем Сомовым провели исследование деятельности купца Г.С. Баженова и известковых промыслов 16-17 веков в окрестностях села Олха. Купец Григорий Баженов начал с известковых промыслов и постепенно расширил свою торговую и предпринимательскую деятельность. Имеются документы, подтверждающие, что он входил в число пайщиков русско-американской компании Г.И. Шелехова. «На местах, где велась добыча известняка, мы обнаружили некие поляны. Предположительно, там находились заимки Григория Баженова, но сам известковый завод пока не обнаружен», – рассказал Родион. Однако есть желание продолжить исследования, потому что осталась непроверенная информация из первоисточников, а значит, есть возможности для новых поисков.

Родион Козликин отвечает на вопросы жюри

Есть такая профессия – Родину защищать. Если взглянуть шире, это утверждение можно отнести не только к военнослужащим. Защищать – это беречь, сохранять и делать добрые поступки. Героем может стать любой человек, приходя на помощь. Значит учителей, педагогов и наставников – тех, кто помогает молодёжи найти уверенность и смысл жизни, – можно по праву называть героями нашего времени. Половина выступлений была посвящена именно этой теме. На первый взгляд совсем не сложно рассказать о людях, которые работали или продолжают преподавать в твоей школе. Однако в том, что члены жюри были лично знакомы с героями докладов, имелись свои плюсы и сложности. Жюри сразу обращало внимание на самые сильные стороны исследований или давали рекомендации, каких биографических материалов не хватает и где их стоит искать.

Мария Шкруднева: “Я горжусь своим прадедом”

Нина Дергачёва – ветеран педагогического труда, отличник народного образования, краевед, высказала единственное пожелание, чтобы ребята чаще обращались к первоисточникам, больше работали с документами, лично встречались с очевидцами и участниками событий. «Работы подготовлены и сделаны хорошо, – пояснила она, – а изюминки не хватает. Все мы разные и отличаемся друг от друга. У каждого человека свой характер, своя судьба – то, что делает его индивидуальным. Этого не отыскать ни в книгах, ни в интернете. Изюминку можно найти только в личном общении и в личных документах. Без неё доклады становятся похожи на педагогические характеристики», – отметила Нина Васильевна.

Жюри внимательно слушает

 По итогам исторических чтений дипломами победителей отмечены четыре работы: «Год педагога и наставника. Педагогические династии» Виталины Терёхиной (руководитель Н.П. Горюнова, школа № 1); «Учительское счастье по наследству» Аделины Трескиной (руководитель А.И. Кириндясова, школа № 2); «Быть учителем – судьба моя» Алены Днепровской (руководитель О.А. Сверкунова, школа № 2); «Боевой путь от Калинина до Кёниксберга» Артёма Щукина (руководитель И.А. Черепанова, школа № 4).

 

Лучшие доклады исторических чтений рекомендованы для участия в областных конкурсах и будут опубликованы на сайте.

Артём Щукин рассказывает о военной карте из семейного архива

Светлана ЧАЙКО