
А в Иркутске 25
Проблема пассажирских перевозок всегда остаётся актуальной для городов Иркутской области. Но если в областном центре происходит обновление автопарка, то в Шелехове ситуация иная. Какая именно? Попробуем разобраться.
Автопарк столицы региона существенно обновился буквально за несколько месяцев: на маршруты выехали современные низкопольные автобусы, сменившие старые пазики. Новые автобусы марки «НЕФАЗ» снабжены дополнительными люками и форточками, чтобы летом ездить было комфортно и прохладно, автоподогрев же защищает от холода зимой. При этом стоимость проезда в таком транспорте не просто не повышалась, но осталась самой низкой во всей области, а именно 25 рублей.
Ценовые ножницы
Автобусы оснащены даже аппарелью для въезда в салон людям с ограниченными возможностями, есть место для крепления инвалидной коляски. За два года в областном центре появилось 126 таких новеньких автобусов. И перевозят пассажиров они по самым отдалённым маршрутам: до Ново-Ленино, Иркутска-2, Первомайского и не только. Стоимость проезда в автобусах «Иркутскавтотранса», а также в троллейбусах и трамваях – 25 рублей. Это на 10 рублей дешевле, чем в Шелехове, где, собственно, остался по сути только один частник.
Следует признать, долгие годы в Шелехове оплата проезда в маршрутках была не выше, а в полтора раза ниже, чем в Иркутске! С середины нулевых и до 2018 года в городе металлургов она держалась на уровне 10 рублей, в то время как в областном центре – 15 рублей. И справедливость такой разницы признавали сами шелеховские перевозчики.
В городе металлургов наиболее рентабельные маршруты «тройка» и «четвёрка» – круговые и соединяют многоэтажные районы с центром города. На каждой остановке сменяются пассажиры. То есть за короткое время оплата в маршрутке поступает от большого количества пассажиров. Картина такая: маршруты короткие, но пассажирообмен большой. Профит! Если сравнивать с областным центром, то выручка у водителей Шелехова может получиться вполне сравнимой с выручкой иркутских водителей с их многокилометровыми маршрутами.
Понятно, что рост цен на бензин, дизельное топливо и общая инфляция не могли затвердить «червонец» в наших маршрутках на вечные времена. Но почему мы стали платить в 3,5 раза больше, а иркутяне – от 1,7 до 2,3 в зависимости от формы собственника автобусов? Либо шелеховских пассажиров считают слишком богатыми, либо причина в чьей-то жадности ради собственного дальнейшего обогащения.
Игра в монополию
На этот наболевший вопрос нам вряд ли ответят по «Маршрутному ТВ». Напротив, продолжат всячески отвлекать от него наше внимание, рассказывая выдумки и небылицы про мэра района. Придётся напомнить, как такому ценовому скачку было положено начало.
На выборах главы города в 2017 году «Народный маршрут» был визитной карточкой Сергея Липина, а сам перевозчик олицетворял лучшие надежды шелеховчан. Любая критика в его адрес и просто сомнения в «народном выборе» расценивались как кликушество конкурентов по маршрутному бизнесу.
Однако после «победы» очень скоро шелеховчане были вынуждены заглянуть в свои кошельки. В том же году градоначальник санкционировал первое повышение тарифа – с 10 до 24 рублей (по факту взимались 18 рублей). За это в октябре 2018-го прокурор Шелехова Александр Липунов подал на администрацию в суд. Тогда, чтобы избежать крупного штрафа, Сергей Липин спешно отменил своё решение. Шелеховчане снова стали оплачивать проезд в маршрутках по 10 рублей.
В качестве явной мести прокурору и простым горожанам прокатилась пресловутая «забастовка», когда с наступлением холодов автобусы «Народного маршрута» вместо выполнения рейсов отстаивались на базе по улице 1-й Тепличной в Баклашах. Параллельно был сделан ещё один «ход конём»: 20 декабря 2018 года администрация приняла постановление № 1355 о переходе с 1 июля 2019-го на нерегулируемый тариф.
25 апреля того же года действующая тогда администрация Шелехова провела конкурс по распределению городских маршрутов на ближайшие десять лет. Что это значит? В течение десятилетия итоги конкурса на пассажирские перевозки будут действовать, распределение городских маршрутов останется неизменным в течение этого же срока, ситуацию изменить никак нельзя, и всё это – по закону. При этом наиболее рентабельные и выгодные рейсы № 3 («Конечная» – «Поликлиника») и № 4 («Привокзальный» – 4-й мкр.) были объединены в один пакет, который по итогам рассмотрения заявок по стечению обстоятельств достался «Народному маршруту»! Эта же компания заполучила ещё маршруты № 5, 6, 8 и 10. В итоге были убиты сразу два зайца. Большинство маршрутов оказались монополизированы в одних руках, и были окончательно устранены заслоны для регулярного повышения тарифов. Как тогда говорили: «Чтобы Липину-бизнесмену взвинтить цены, ему уже не потребуется на это письменное согласие Липина – главы города».
Впрочем, в те времена сам Сергей Николаевич упорно открещивался от того, что «Народный маршрут» по-прежнему являлся его фактическим достоянием – и на депутатских слушаниях, и перед прокурором города. Сейчас же маскироваться за спиной номинальных владельцев и директоров ему снова незачем.
Вопреки законам экономики
Осознавая последствия монополизации рынка автоперевозок по Шелехову, нельзя не вспомнить о более глобальном событии 2020 года, когда произошёл во всех смыслах «розыгрыш» рейсов между Шелеховом и Иркутском.
Прежде перевозки пассажиров из города металлургов в областной центр обеспечивали 19 предпринимателей. Многие из них сами сидели за рулём своих автобусов. Конкуренция на маршрутах не давала коммерсантам задирать цены и избавляла пассажиров от очередей. Шелеховчане хорошо помнят, что в очередь выстраивались не они, а сами маршрутки. Ехать в салоне автобуса стоя тогда было немыслимо!
Но все междугородние рейсы Шелехов – Иркутск заполучило товарищество ООО «Слава» и ООО «Народный маршрут». Оставшиеся не у дел прочие перевозчики оказались вынуждены наниматься к «товариществу» простыми водителями. В часы-пик пассажиры отстаивают длинные очереди. Причём на некоторых остановках (например, на бульваре Рябикова или маршала Конева) переполненные маршрутки часто проходят мимо.
Но время идёт. И десятилетний срок «маршрутной монополии» тоже подходит к концу. Это значит, что через пару лет систему работы маршрутных перевозок в Шелехове необходимо и возможно будет пересмотреть. Жаль только, что время упущено и, пока иркутяне добираются до дома в новых удобных автобусах за 25 рублей, шелеховчане вынуждены тратить гораздо больше средств и постоянно ожидать нового повышения цен на проезд. Впрочем, всё можно исправить.
А самым важным, почему сейчас мы снова наблюдаем активность «Народного маршрута», является тот факт, что в скором времени заканчивается контракт на перевозку и необходимо будет разыгрывать новый конкурс и определять перевозчика. Обычному предпринимателю достаточно сложно отстоять свои личные интересы, но вот предпринимателю, ставшему чиновником высокого ранга, уже гораздо проще. Именно поэтому пассажирам сейчас и бесплатный проезд предлагают, и о помощи участникам СВО рассказывают. Причём только сейчас, хотя спецоперация продолжается уже второй год. И при явном желании помочь бойцам можно было бы давно списанные газели отправить в зону СВО. Тем более что потребность в них очень высокая.
Иван ДЕМИДОВ
Фото из открытых источников