КБЖД: путешествия, доступные каждому



Сибирь избаловала нас большим количеством природных достопримечательностей. И, конечно, в выходные многие стараются их посетить, чтобы зарядиться энергией перед рабочими буднями. Так сделали и мы, отправившись в декабре на Кругобайкальскую железную дорогу небольшой компанией друзей. Наш маршрут предполагал два дня пути и ночёвку на одной из туристических баз.

День первый

Кругобайкальская железная дорога – уникальный объект, посещая который, каждый может выбрать для себя степень сложности похода. Наша компания разделилась на два лагеря: тех, кто захотел прогуляться до места ночлега, и тех, кто решил весь маршрут проехать на транспорте, любуясь видами из окна.

Все вместе мы отправились на электричке из Иркутска и Шелехова на восток. Первая группа добралась до станции Слюдянка-1, затем пересела на «Матаню» и доехала на ней до турбазы Шарыжалгай, которая расположена на 138 км КБЖД.

Вторая группа, в которую входила я, доехала до Тёмной Пади, перешла железнодорожные пути и отправилась по тропинке в лес.

Пейзаж этих мест мне всегда нравился, словно попадаешь в сказку, так как густой осинник напоминает дремучие заросли. Эта часть маршрута, пожалуй, самая сложная: тропа ведёт вниз по крутому склону горы и выходит к реке Правая Ангасолка. Здесь, у подножия склона, пересекая деревянный мост через реку, можно набрать из родника чистой питьевой воды. Пройдя ещё пару деревянных мостов и огромные каменные валуны, мы вышли к турбазе Старая Ангасолка. От Тёмной Пади этот отрезок пути занял около часа ходьбы и четыре километра пути.

Выйдя на перрон остановочного пункта, увидели водную гладь Байкала и горный хребет Хамар-Дабан, расположенный вдоль противоположного берега озера.

Летом турбаза работает как детский лагерь, в остальное время года можно арендовать жильё. Здесь есть часовня святителя Николая Чудотворца, который является покровителем всех странствующих и путешествующих. А ещё в этом месте расположен культурно-выставочный центр им. Н.К. Рериха, где  выставляются репродукции и картины известных художников и мастеров.

Но самым примечательным и узнаваемым сооружением является арочный мост каменной кладки через устье Ангасолки, построенный в начале XX века. Позже рядом с ним был построен железобетонный мост, наглядно показывающий различия в технологиях строительства.

Именно здесь мы сделали небольшую остановку. После чаепития двинулись в путь до турбазы Шарыжалгай. Нам предстояло пройти около десяти километров. Шли вдоль  железной дороги, справа – берег озера, а слева – обрывы и крутые склоны. Ветер дул в спину, и нам оставалось только наслаждаться природой Байкала.

Кроме того, прошли несколько каменных тоннелей, которые строились для преодоления скалистых мысов, почти все они сохранились до нынешнего времени.

Примерно в пяти км от Старой Ангасолки расположен Хабартуйский тоннель, где в середине 40-х годов столкнулись два состава, в результате чего погибли десятки людей. Эта история находит отражение в многочисленных туристических легендах о таинственных приведениях, которые обитают в тоннеле, и о призраках погибших, периодически беспокоящих мирных путников.

С погодой в этот день нам повезло: было тепло и немного пасмурно. Мы застали потрясающий красочный закат, солнечная дорожка от которого ярко отражалась на водной поверхности озера.

Уже в сумерках мы добрались до Шарыжалгая, где нас  ждали друзья, вкусный ужин, баня и весёлые посиделки у костра до поздней ночи.

День второй

Утром воскресного дня мы отправилась  до станции Байкал на «Нерпочке» – рельсовом автобусе с удобными сидениями и биотуалетом. Дорога заняла около трёх часов.

В порту «Байкал» наша компания снова разделилась: одни решили осмотреть окрестности, другие на станции ожидали паром до Листвянки.

Я в числе других активистов отправились на горную возвышенность с обзорной площадкой, откуда открывается вид на порт «Байкал», водную гладь озера, исток Ангары и Листвянку.

Затем дошли до маяка – местного памятника архитектуры. Ранее он стоял внизу у железнодорожных путей, но позже был перенесён на гору, указывая путь кораблям вплоть до 1984 года. Его высота 10 метров. Нам удалось побывать внутри и подняться на самый верх по крутой винтовой лестнице.

Позже мы добрались ещё до одной местной достопримечательности –  деревянного храма Преображения Господня, а после поспешили вниз, так как подходило время прибытия парома.

В порту «Байкал» можно посетить музей Кругобайкальской железной дороги. Ранее я уже бывала в нём. Он располагается в восстановленном здании железнодорожного вокзала, в котором сейчас находится гостиница. В небольшом помещении размещена экспозиция участка КБЖД, а также отражена история строительства:  представлены фотографии инженеров-проектировщиков и строителей, рабочие чертежи, планы, макеты мостов, тоннелей, подпорных стенок, причал паромной переправы, предметы труда и быта. Все желающие могут посетить музей бесплатно. Кроме того, здесь работает экскурсовод, который с удовольствием рассказывает интересные факты.

До Листвянки на пароме мы добрались примерно за 20 минут. Это было чудесным дополнением к нашей, и без того активной программе выходных дней. Отсюда на автобусе  мы  отправились в Иркутск.

Путешествие позволило сменить привычную обстановку ежедневных будней, вырваться на природу и получить массу положительных эмоций и тёплых воспоминаний. В наступившем году желаю каждому жителю нашего района ярких путешествий и добрых попутчиков.

Туристы, посещающие КБЖД, отмечают наличие на ней современных достопримечательностей – тёплых интерактивных туалетов с сенсорным управлением и звуками пения птиц внутри.  Многие отметили, что в них можно даже жить

Елизавета КОНСТАНТИНОВА